У нас вы можете посмотреть бесплатно О формуле успеха на Руси. Сидеть до конца, пока не откроется дверь. или скачать в максимальном доступном качестве, видео которое было загружено на ютуб. Для загрузки выберите вариант из формы ниже:
Если кнопки скачивания не
загрузились
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ или обновите страницу
Если возникают проблемы со скачиванием видео, пожалуйста напишите в поддержку по адресу внизу
страницы.
Спасибо за использование сервиса ClipSaver.ru
Поводом к этой статье стало интервью Александра Аузана, которое привлекло меня словами краткого описания, стандартного для роликов на ютюбе, где мой глаз зацепился за «маленькое русское экономическое чудо». Я ничего не слышал о том, где Аузан - уехал в эмиграцию или остался в России, но уже первые слова интервью, записанного на полях Петербургского экономического форума, развеяли неизвестность, - остался. Но тем более, мне показалось интересным послушать, как известный либерал и рыночник Аузан позиционируется во время войны, и не пожалел. Не могу сказать, что я внимательно слежу за Аузаном, кое-что давно читал, а последний раз слушал его в рамках программы Полный Альбац, где он вместе с Георгием Сатаровым и Зоей Световой что-то обсуждал, я не помню – что. Запомнил только презрительную реакцию на слова Световой - это журналистика, что было сказано настолько свысока, с вершин как бы науки, для которой журналистика - низкий жанр, что я до сих пор помню осадок неловкости момента, посочувствовал Световой и пережил острый приступ неприязни к этому снобизму. Хотя кому принадлежала ремарка - Аузану, Сатарову или еще четвертому собеседнику (кажется, он был), не помню. Но Аузан, у которого в Википедии почти дословно воспроизведена формула Жириновского (мама - русская, папа - юрист), сказано, что он по матери - латыш, для меня интересен, прежде всего, его принадлежностью к либеральной постсоветской тусовке. То есть, к той среде, которая в лице наиболее видных представителей почти полностью уехала в эмиграцию после начала войны, а Аузан остался. Характерно, что он, отвечая на вопросы, по большей части остался верен своим предыдущим убеждениям - либерала и рыночника. Да, насколько возможно быть рыночником и либералом во время войны, репрессий и диктатуры, но он продолжает возглавлять экономический факультет МГУ, и было интересно следить за тем, как он старательно вписывал свои старые убеждения в новую реальность. А это, действительно, непросто. Понятно, что маленькое русское экономическое чудо - это то, что удалось спасти российскую экономику в эпоху западных санкций. Более того, спасла именно не мобилизационная экономика, а рыночная, которая организовала параллельный импорт и вместе с правильными решениями финансовых властей смогла уберечь экономику от краха. Заранее скажу, что ни слова война или словосочетания военная операция - произнесено не было. Но он проговорил, что сегодня рыночные методы экономики сочетаются со строгой политической властью (пересказываю своими словами, то есть так по смыслу, буквы могли быть другими). Но на все вопросы он давал вполне рыночные и отчасти либеральные ответы, насколько это вообще возможно летом 2023 года в России. Несколько раз я восхищался его изобретательностью и ловкостью, скажем, журналистка спрашивает - после слов о русском экономическом чуде - вот советник Путина Белоусов утверждает, что сегодня бизнес играет роль гражданского общества в России, на что Аузан отвечает словами Оскара Уайльда - каждому лучше быть собой хотя бы потому, что все остальные роли заняты. И это не только и не столько защита гражданского общества, но и отчасти политики путинской России, которая остаётся собой, не желая быть трафаретной частью Запада. И при этом утверждает, что и в сегодняшних непростых условиях гражданское общество в России продолжает существовать и выполнять важную роль, например (что же он придумает, подумал я): в добровольческом движении и волонтерском. Я, конечно, малость прибалдел, оказывается можно и так, можно добровольцев, за большие бабки едущих убивать на агрессивной войне, интерпретировать как проявление гражданского общества. Да и еще приравнивать их к волонтёрам, помогающим по определению бесплатно, но если начал вписывать либерализм в диктатуру, то останавливаться на полпути глупо. Была еще одна тема в связи с вопросом журналистки о том, что если Россия - особая цивилизация, то какая у этой цивилизации экономика, но тут Аузан попробовал мягко продемонстрировать твердость, и, вспомнил даже книгу Хантингтона, отнеся ее выход на 25 лет назад, что верно лишь отчасти, одноименная статья о столкновении цивилизаций вышла аккурат к октябрьскому путчу 1993, и борьба Ельцина с просоветским Верховным Советом легко легла в русло ее темы. Но мы все ошибаемся с датами и цитатами в интервью, так что речь не о правильной датировке, а о попытке быть либералом при диктатуре. И здесь, собственно говоря, стоит сказать о том, о чем я подумал, слушая Аузана. Казалось бы, это интервью демонстрировало то, что и так было понятно, что его многочисленные и более молодые коллеги, выбравшие, в отличие от Аузана, эмиграцию, сегодня могут говорить и писать куда как свободнее. Но сделали ли они более правильный выбор, что кажется вроде как очевидным, ведь они свободнее в высказываниях и им не нужно видеть в добровольцах, продающих свою жизнь за большие и кровавые деньги, гражданское общество? Читать далее http://mberg.net/sidet_do_konca/