У нас вы можете посмотреть бесплатно Монастырь Мшкаванк - место внутренней ясности☀️ или скачать в максимальном доступном качестве, видео которое было загружено на ютуб. Для загрузки выберите вариант из формы ниже:
Если кнопки скачивания не
загрузились
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ или обновите страницу
Если возникают проблемы со скачиванием видео, пожалуйста напишите в поддержку по адресу внизу
страницы.
Спасибо за использование сервиса ClipSaver.ru
Мшкаванк Иногда, чтобы услышать тишину, приходится слегка отстраниться. Чтобы остаться собой — уединиться. По крайней мере, так мне показалось по пути через густой золотой лес к монастырю Мшкаванк. Щебетание птиц и скрип вековых стволов создавали уникальную и неповторимую симфонию. Жаль, не могу её записать… Да уж. Когда суеты становится слишком много, когда ложь открыто, прямо в лицо, называют правдой, а чёрное — белым, выбираешь именно эту музыку леса. Карл Густав Юнг называл этот процесс индивидуацией — пробуждением подлинного «я» среди сна общества. «Кто смотрит наружу — видит сны. Кто смотрит внутрь — пробуждается», — писал он. И построил себе дом на берегу озера, без электричества и связи. Он говорил: «Мне нужно жить просто, чтобы слышать голос внутреннего человека». Это был его личный монастырь из тишины. Так уходили от шумового загрязнения и суеты многие. Будда оставил дворец, богатство и семью, чтобы найти истину под деревом Бодхи. Франциск Ассизский снял дорогие одежды и стал странником, живущим в любви к миру. Генри Дэвид Торо ушёл в лес к озеру Уолден, чтобы, как он писал, «жить осознанно и не обнаружить перед смертью, что я вовсе и не жил». Лев Толстой покинул свой дом и дворянский быт, сказав: «Жизнь в обществе — это постоянное притворство. В тишине можно услышать Бога». Фридрих Ницше, устав от академий и шумных городов, ушёл в горы Швейцарии — туда, где «воздух чище мыслей». Ван Гог бежал от парижской суеты на юг Франции, чтобы «найти солнце и душу». Пушкин мечтал уехать «в глушь, где свобода». Каждый из них понял: чтобы сохранить себя, нужно отойти от сцены, где все играют чужие роли. И я часто встречаю подобное в армянской духовной традиции. И сегодня, пустившись в поход по горам Тавуша, где среди туманов и дубовых лесов стоит монастырь Мшкаванк, я вновь почувствовал это. Он словно растворён в природе, скрыт от глаз, будто сам лес оберегает его тайну. И правда, монахи уходили туда не от мира, а ради мира. Они знали: чтобы сохранить пламя, иногда нужно укрыться от ветра. Мшкаванк — это не просто храм, а место внутренней ясности. Почему-то вспомнил о Мгере из армянского эпоса — герое, который уединился и замуровал себя в скале до лучших времён. Так и просветлённый человек уходит не навсегда, а до тех пор, пока мир не захочет услышать его. Сегодня мы живём в эпоху, где ложь становится нормой. Этот феномен описал Джозеф Овертон, объяснив механизм того, как, манипулируя общественным мнением, постепенно делают допустимым то, что раньше считалось немыслимым. Сначала идея кажется безумной, затем — радикальной, потом — обсуждаемой, далее — приемлемой и, наконец, — нормой. Так незаметно чёрное называют белым, ложь — «альтернативным взглядом», подлинность — «асоциальностью», безумие — оригинальностью. И вообще, заметили? Разного рода отклонения сейчас модны, безграмотность и плебейство культивируются, тиражируется воинствующая глупость… и всё это вполне себе норма. И вот в такой реальности человек, стремящийся к здравию, трезвости и правде, часто чувствует себя изгнанником. И я полностью согласен с Юнгом: современный человек болен не столько неврозами, сколько потерей смысла. В такой реальности осознанный уход — это форма духовного протеста. «Самая страшная тюрьма — быть тем, кем от тебя ждут, а не тем, кто ты есть». И здесь, в Мшкаванке, который снаружи кажется небольшим, простым, невзрачным, а внутри открывается огромная сокровищница человеческого таланта, мудрости и знаний… Резьба по камню просто поражает. Сидя на вымощенном и протёртом временем полу, чувствуешь — сливаешься, звучишь в унисон. Мы похожи. Мы очень похожи. В каждом из нас есть свой Мшкаванк — место, куда мы уходим, чтобы сохранить здравый смысл и свет. Пока где-то в горах звучит молитва о чистоте, пока есть те, кто не хочет называть чёрное белым, — мир ещё не окончательно слетел с катушек. И правда: иногда нужно уйти, чтобы остаться. Здесь, среди дикой природы и потёртых хачкаров, понимаешь, что человечество просто притомилось, устало, спит. И я надеюсь — в один прекрасный день оно проснётся. Берегите себя. Увидимся.