У нас вы можете посмотреть бесплатно "Понятие "субстанция" в Новое время" - лекции по философии или скачать в максимальном доступном качестве, видео которое было загружено на ютуб. Для загрузки выберите вариант из формы ниже:
Если кнопки скачивания не
загрузились
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ или обновите страницу
Если возникают проблемы со скачиванием видео, пожалуйста напишите в поддержку по адресу внизу
страницы.
Спасибо за использование сервиса ClipSaver.ru
• Значение понятия «субстанция» в истории философии. • Значение понятия «субстанция» в философии Нового времени. • Понятие «субстанция» у Декарта. • Понятие «субстанция» у Спинозы. • Понятие «субстанция» у Лейбница. • Понятие «субстанция» у Беркли. 1. Понятие «субстанция» является ключевым для историко-философского дискурса. Это одно из самых значимых и философски нагруженных понятий. Латинское слово substantia является переводом древнегреческого слова «сущность» и обозначает то, что лежит в основании, то, что неизменно, что составляет самое важное в вещи. Антонимом слова «субстанции» как необходимого сущностного в вещи является слово «акциденция», как то, что изменяемо и случайно в вещи. 2. Размышления о субстанции являются важными для философии Нового времени. Можно говорить как об онтологическом (субстанция как предельное бытие) и гносеологическом (субстанцию можно помыслить возможно помыслить) подходе к пониманию субстанции, таки и о монистическом (существует только одна субстанция) и плюралистическом (существует множество субстанций) понимании понятия. 3. В философии Декарта (159-1650) под субстанцией в строгом смысле слова может пониматься только бог, как вещь, которая не нуждается для определения своего существования ни в чем другом. Однако как субстанцию можно понимать и также и такие вещи, как мышление и протяжение. Свойство первой – неделимость, второй – протяженность и делимость. 4. У Спинозы (1632 - 1677) субстанция определяется как абсолютный бог. В его философии представлена пантеистическая точка зрения и отчасти решается проблема Декарта принципиальной различимости субстанции мыслящей и субстанции протяженной. Согласно учению Спинозы существует единый абсолютный бог, который имеет бесконечное множество атрибутов, составляющих сущность субстанции, но человек в силу ограниченности своего познания может знать только о мышлении и протяжении. Также субстанция имеет модусы, т.е. состояния субстанции, определяемые через другое. 5. Лейбниц (1646-1716) понимает субстанцию как простую неделимую монаду. Монады представляют скорее силовые центры и взаимодействуют друг с другом, не имея окон. Их стремления синхронизируются друг с другом посредством божественной воли. В учении Лейбница мы имеем дело с феноменалистическим представлением о мироустройстве. 6. Особняком стоит учение Беркли (1685-1753), который отвергал существование материальной субстанции. С его точки зрения подлинной субстанцией является только душа, дух, воспринимающее Я. «Существовать, значит быть воспринятым» - так гласит главный тезис Беркли.