У нас вы можете посмотреть бесплатно Аскер Хаширов. Адыгэ Хабзэ: Искусство почитания старших. или скачать в максимальном доступном качестве, видео которое было загружено на ютуб. Для загрузки выберите вариант из формы ниже:
Если кнопки скачивания не
загрузились
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ или обновите страницу
Если возникают проблемы со скачиванием видео, пожалуйста напишите в поддержку по адресу внизу
страницы.
Спасибо за использование сервиса ClipSaver.ru
В мире, где понятия часто размываются, существует уникальная и незыблемая система ценностей — Адыгэ Хабзэ, черкесский (адыгский) этикет. Его краеугольный камень, фундамент всего мироустройства — глубокое, идущее от сердца почитание старшего поколения. Это не просто свод правил вежливости, а сложный философский и социальный механизм, который веками обеспечивал выживание, сплоченность и духовное здоровье народа. В этом видео мы предпринимаем попытку понять саму суть этого явления. Почему для адыга «старший — посланник Бога» (Тхьэм и къуэ)? Как правило «младший всегда уступает дорогу старшему» формировало личность и общество в целом? Мы подробно разберем: Исторические и духовные корни традиции. Почему в условиях постоянных внешних углов и жизни в горах мудрость и опыт старших стали высшей ценностью, равной выживанию. Старший как хранитель и носитель. Роль старших не только в семье, но и в обществе — как хранителей истории, языка, адатов (обычаев) и тонких нюансов Хабзэ. Конкретные проявления уважения в повседневности: Язык и обращение: Особые суффиксы уважения (-ны, -щ), запрет на прямое имя, использование понятий «тау» (отец этого человека), «дау» (сын этого человека). Поведение и этикет: Правила вставания, приветствия, места за столом (хьэщIэщ — почетное место). Младший не перечит, не повышает голос, не ведет себя развязно в присутствии старшего. Понятие «Тхьэрыкъуэ» (ТхьэрыкIуэ): Это ключевое чувство — стыд перед лицом старших, перед обществом, перед предками. Именно «тхьэрыкъуэ», а не страх наказания, был главным внутренним ограничителем, совестью адыга. Ситуация «Нэмыс»: Категорическое, безусловное «нельзя». Например, сидеть, когда в комнату вошел старший, или начинать есть раньше него. Воспитательный аспект. Как через ритуалы уважения к старшим младшее поколение с детства училось терпению, сдержанности, наблюдательности, эмпатии и осознанию своей роли в непрерывной цепи поколений. Актуальность сегодня. Является ли эта строгая иерархия пережитком в мире индивидуализма? Или она содержит универсальные ответы на вызовы современности: разрыв поколений, утрату авторитетов, кризис семьи? Мы поговорим о том, как эта традиция трансформируется, но продолжает жить в сердцах адыгов по всему миру, оставаясь их культурным кодом. Это видео — дань уважения многовековой мудрости. Оно будет интересно не только тем, кто связан с Кавказом, но и всем, кто интересуется этнографией, педагогикой, философией и ищет альтернативные модели гармоничных человеческих отношений, где достоинство старшего и достоинство младшего не противопоставляются, а взаимно обогащаются. Подумайте и поделитесь в комментариях: Существует ли аналогичная, столь же системная традиция в вашей культуре? Как вы считаете, можно ли и нужно ли воспитывать подобное «тхьэрыкъуэ» — внутренний стыд — в современном обществе? С какими сложностями сталкиваются молодые адыги, соблюдая Хабзэ в большом городе или другой стране? Ваши мысли, истории и вопросы делают обсуждение живым. Обязательно делитесь ими ниже! https://adyghe.ru