У нас вы можете посмотреть бесплатно Почему кыргызы разделились на Енисейских и Тянь-Шаньских? или скачать в максимальном доступном качестве, видео которое было загружено на ютуб. Для загрузки выберите вариант из формы ниже:
Если кнопки скачивания не
загрузились
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ или обновите страницу
Если возникают проблемы со скачиванием видео, пожалуйста напишите в поддержку по адресу внизу
страницы.
Спасибо за использование сервиса ClipSaver.ru
События начала II тыс. н.э. на землях, населенных енисейскими кыргызами, очень фрагментарно отражены в источниках. В этот период кыргызы были отрезаны от культурных центров, имевших развитую Письменную историческую традицию. Их контакты с киданями носили нерегулярный характер. Утратили кыргызы и руническую письменность. Влияние киданей в кыргызских землях, по-видимому, было ощутимым в X в. В 30-е годы X в. "западная граница" государства Ляо принимала кыргызов, "стремившихся к просвещению". Однако уже в середине X в. между кыргызами и киданями не было общей границы. "На западе живут туцзюэ и хуэйхэ, а на северо-западе граница доходит до (земель племени) оуцзюэлюй. К западу от оуцзюэлюйцев живут сяцзя, а к северу от последних —шаньюй туцзюэ..."1. Несмотря на это, кыргызы иногда присылали посольства ко двору киданьского императора. В 952 году "уйгуры и кыргызы прислали послов с данью".2 Впрочем, в данном случае, это могли быть восточно-туркестанские кыргызы, поскольку они прибыли ко двору Ляо в один день с уйгурами. В X в. ставка кыргызского правителя была перенесена из Монголии в Туву, вероятно, в одну из крепостей на реке Хемчик. Она была расположена неподалеку от места расселения племени фури, обитавшего к востоку от кыргызов..." и недалеко от них находится город, который называют Кемджикет, там живет хырхыз-хакан".3 В конце X века ставка была перенесена на земли к северу от Саян. "От Кегмена до киргизского стана 7 дней пути; дорога идет по степи и лугам, мимо приятных источников и сплетенных между собой деревьев, так что враг не может проникнуть туда; вся дорога подобна саду, до самого стана киргизов. Здесь военный лагерь киргизского хакана, главное и лучшее место в стране; туда ведут три дороги, по которым можно идти; кроме них доступ отовсюду прегражден высокими горами и сплетенными между собою деревьями. Из трех дорог одна ведет к торгузгузам, на юг; другая — к кимакам и халлухам, на запад; третья — в степь, надо идти три месяца, пока не придешь к большому племени Фури".4 Вместе с переносом политического центра государства изменилось расселение кыргызских кочевников. Если в IX—X вв. н.э. основная масса кыргызских памятников сосредоточена в Туве, относительно немного их известно в Минусе, единичные памятники — в Забайкалье, Монголии, на Алтае, в Западной Сибири, в таежной зоне средней Сибири, то в XI—XII веках большинство памятников кыргызской культуры — курганов типа "хыргыстар сууктэр" находится в Минусинской котловине, немного в Туве и Притомье, единичные — в Монголии и на Алтае.